Школа злословия

Интервью с детским психологом о самых распространенных проблемах первоклассников
 
 Все фотографии Первого сентября, глядя на своего нарядного малыша с огромным букетом, родители с умилением смахивают слезы и радуются, что в жизни ребенка начинается новый этап. Важность этого этапа сложно переоценить: от того, как ребенок будет чувствовать себя в школе, во многом зависит его дальнейшая жизнь — отношение к себе и окружающим, интересы и цели, умение общаться с людьми. Но, к сожалению, часто вместе с шагом в эту взрослую жизнь у ребенка начинаются не менее взрослые проблемы. И чаще всего в трудный момент именно помощь и поддержка родителей нужны школьнику больше всего. О том, как родители могут помочь ребенку в решении школьных проблем, рассказала семейный психолог клиники «Инсайт» Анна Бердникова.
 
Сейчас школы предъявляют такие требования для первоклашек, что если ребенок к 7 годам не читает, это считается отклонением. Так ли это? Когда нужно начинать подготовку к школе?
 
Неумение читать и писать в семь лет не считается отклонением, хотя сензитивный (наиболее подходящий) период для освоения чтения 5-6 лет. Начиная с этого возраста, ребенок вполне осознанно может обучаться чтению и с интересом читать. Учить читать до школы необходимо в первую очередь для душевного комфорта ребенка в классе, куда он придет и где подавляющее большинство детей умеет читать — и, соответственно, учитель будет ориентироваться, скорее, на читающее большинство.
 
Многие родители жалуются на то, что их ребенку сложно учиться, потому что неинтересно. Как можно его заинтересовать?
 
Чтобы ребенку было интересно, необходимо развивать его желание познавать: отвечать на вопросы, когда он пребывает в возрасте «почемучки», не отмахиваться от них, личным примером демонстрировать увлеченное отношение к своим занятиям, организовывать для ребенка интересный и разнообразный досуг, не замыкая малыша на компьютере и телевизоре.
 
Вхождение в новый коллектив всегда оказывается сложным для ребенка. Каким образом родители могут подготовить его к этому?
 
Ответ на этот вопрос во многом зависит от личностных особенностей ребенка. Первокласснику родители могут помочь, организовав широкий круг общения до школы, обучая общению личным примером, обсуждая сложные коммуникативные ситуации: почему Петя так сказал, а Вася так ответил, а могли бы они сделать иначе? Доверительное общение также помогает пережить и вхождение в новый коллектив в более старшем возрасте. 
 
Родителям важно самим сохранять спокойствие. Если ребенок чувствует тревогу мамы, он никогда не поверит, что все легко и просто. 
 
Можно заранее сходить в тот детский коллектив, где предстоит учиться, рассказать о своем позитивном опыте.
 
 
Как поступить родителям, если ребенка «травят»? Стоит ли вмешиваться, говорить с другими родителями, учителем?
 
Вмешаться необходимо. Ребенку в таких непростых обстоятельствах важно чувствовать, что он не один, что его близкие рядом и поддерживают его. Лучше в этой ситуации начать с разговора со школьным психологом. Это человек, который находится внутри ситуации, который заинтересован в мире внутри класса и в то же время не переживает за собственного ребенка. Если речь идет об ученике начальной школы, родители со своей стороны могут помочь, организовав какое-либо мероприятие для класса. Поход или интересная экскурсия помогут сделать ребенка важным для класса.
 
А если проблема в отношениях с самим учителем?
 
В этом случае тоже лучше начать с разговора с психологом. Он поможет понять, точно ли проблема в отношениях с учителем и предложит свои варианты решения.
 
Случается, наоборот, на ребенка жалуются родители одноклассников, он сам ведет себя агрессивно. Что можно предпринять в этом случае? 
 
Лучше, конечно, до жалоб родителей не доводить. Скорее всего, у ребенка по каким-то причинам сложилось мнение, что, поступая так, он завоюет авторитет в классе. Нужно проверить, так ли это, побеседовав с ребенком. Убедившись в этом, рассмотреть с ним другие возможности для упрочения своего авторитета, с опорой на его таланты и способности: что еще можно сделать, чтобы сделать свое мнение весомым в глазах окружающих.
 
Часто родителям не нравится новая компания ребенка. Нужно ли контролировать то, с кем и как он общается? Стоит ли проверять телефон, карманы «для его же блага»?
 
Если ребенку есть что скрывать, такие проверки научат его быть более изощренным. Проверки — демонстрация недоверия, которое обязательно будет взаимным. Лучше расспросить его о друзьях, пригласить их в гости, чтобы лично с ними познакомиться, — возможно, компания не так плоха, как кажется на первый взгляд. Если компания все-таки вызывает у вас подозрения — поговорите с ребенком, но не категорично «ты с ними больше не общаешься!», а совещательно.
 
 
Иногда в классе учатся дети из семей с разным материальным положением. Как быть, если ребенка дразнят, если он страдает от того, что у него нет таких игрушек, как у одноклассников, и начинает требовать их?
 
Во-первых, важно выяснить, насколько сильному прессингу подвергается ребенок. Во-вторых, необходимо понять, привлекает ли ребенка в детях состоятельных родителей что-то еще, кроме дорогих вещей. В-третьих, найти иные пути самоутверждения, подходящие конкретному ребенку.
 
Чем можно помочь, если ребенок не справляется с учебой, не хочет учиться?
 
Ни в коем случае не оставляйте его один на один с этой проблемой, нужно заниматься с ребенком. Чаще всего реакцией родителей бывает жалость по отношению к нему. Но, чувствуя ее, ребенок все больше и больше убеждается в своей слабости и никчемности. Сопереживайте, но не проникайтесь сочувствием, пытаясь ему помочь. Воздержитесь от попыток упрашивать, уговаривать делать школьные задания. Создайте условия, в которых ребенок не сможет ответить: «Я не могу, я не знаю». Поставьте сначала задачу, в которой ребенку удастся преуспеть, а затем постепенно усложните ее. Искренне хвалите его. Через какое-то время уже не потребуется такой дробной постановки задачи. Ребенок будет способен сам сконцентрироваться и от начала до конца выполнить домашнее задание, потому что теперь он точно знает, что ему эта задача по плечу, а также что вы в него верите — поддерживаете его, а не жалеете.
 
Нужно ли наказывать ребенка за плохие оценки?
 
Нет, он и так уже наказан своими горестными переживаниями. Если ребенка наказывать за плохие отметки, это не побудит его учиться лучше, это побудит его скрывать плохие оценки. 
 
 
Лидия Смирнова
 
Interview with a child psychologist about the most common problems of first-graders
 
 All photos of the first of September, looking at his jewelery kid with a huge bouquet, parents with affection whisk tears and rejoice that a new stage begins in a child's life. The importance of this stage is difficult to overestimate: how the child will feel in school depends largely on his future life - attitude towards themselves and others, interests and goals, the ability to communicate with people. But, unfortunately, often together with this step in adulthood child starts at least adult problems. And often in this difficult moment is help and support parents need student the most. For information on how parents can help the child in solving school problems, said family psychologist "Insight" clinic Anna Berdnikov.
 
Schools now impose such requirements for first-graders that if a child to 7 years can not read, it is considered a deviation. Is it so? When should you start preparing for school?
 
The inability to read and write in seven years not considered a deviation, although the sensitive (most suitable) for the development of reading period of 5-6 years. From this age, the child can consciously learn to read and read with interest. Learn to read before school must be primarily for mental comfort of the child in the classroom, where he would come and where the majority of children can read - and, accordingly, the teacher will focus more on the most read.
 
Many parents complain that their child is difficult to learn, because it is not interesting. How can he be interested?
 
To a child it was interesting, it is necessary to develop his desire to learn: to answer questions when he is in the age of "Who Knows?", Do not shy away from them by example to demonstrate rapt attitude to their studies, organize for the child an interesting and varied leisure, without closing the baby on computer and TV.
 
Joining a new team is always difficult for a child. How can parents prepare him for this?
 
The answer to this question depends largely on the personal characteristics of the child. First-graders, parents can help by organizing a wide circle of friends to school, teaching communication by personal example, discussing the complex communicative situations: why Peter said so, and so Bob said, and could they do otherwise? Confidential communication also helps to survive and joining a new team at a later age.
 
Parents important himself to stay calm. If a child feels mother anxiety, he would never believe that everything is easy and simple.
 
You can advance to go to the children's collective, where will learn to talk about their positive experiences.
 
 
How do the parents, if the child is "poison"? Should I get involved, talk to other parents, a teacher?
 
Intervene necessary. A child in such difficult circumstances, it is important to feel that he was not alone, that he was close beside him and support him. It is best in this situation to start a conversation with the school psychologist. This is someone who is inside the situation, which is interested in the world within the class and at the same time is not worried about her own child. When it comes to primary school students, parents for their part can help by organizing an event for the class. Hike or interesting tour will help make the child an important class.
 
And if the problem in the relationship with the teacher himself?
 
In this case too it is better to start with a conversation with the psychologist. It will help you understand if the problem is exactly in the relationship with the teacher and offer their solutions.
 
Sometimes, on the contrary, on the child's parents complained classmates, he behaves aggressively. What can be done in this case?
 
Better, of course, to parents not to bring complaints. Most likely, the child for some reason, it was felt that, by doing so, he will gain credibility in the classroom. It is necessary to check whether this is by talking with your child. Convinced of this, consider them with other opportunities to consolidate its authority, relying on his talents and abilities, what else can you do to make your opinion weighty in the eyes of others.
 
Often parents do not like the new company child. Do I need to monitor what with whom and how it communicates? Should I check the phone pockets "for his own good"?
 
If the child has something to hide, such checks will teach him to be more sophisticated. Checks - a demonstration of confidence, which is bound to be mutual. It is better to ask him about the friends to invite them to meet with them personally - perhaps the company is not as bad as it seems at first glance. If the company still makes you suspicious - talk with the child, but not categorically, "you're with them no longer hang out!", And advisory.
 
 
Sometimes in class pupils from families with different financial situation. What if my child tease, if he suffers from the fact that it does not have such toys, like the classmates and begins to demand them?
 
Firstly, it is important to find out how strong the pressing of a child is exposed to. Secondly, it is necessary to understand whether the child draws in the children of wealthy parents something else besides expensive things. Third, to find other ways of self-affirmation, suited a particular child.
 
What can help if a child is unable to cope with their studies, he does not want to learn?
 
In no case do not leave him alone with this problem, you need to engage with the child. Most often, the reaction of the parents is the pity towards him. But, feeling her child more and more convinced of his own weakness and unworthiness. Empathize, but do not penetrate sympathy, trying to help him. Refrain from trying to beg, to persuade to do schoolwork. Create an environment in which the child will not be able to answer: "I can not, I do not know." Put the first task, in which the child will be able to succeed, and then gradually complicate it. Sincerely praise it. After some time, it does not need such a fractional problem statement. The child will be able to concentrate itself and from start to finish homework, because now he knows that he, this task on the shoulder, and that you believe in him - to support it, not regret.
 
Do I have to punish the child for bad grades?
 
No, he was already punished by his sorrowful experiences. If a child is punished for bad grades, that's not induce him to learn better, it will encourage him to hide a bad score.
 
 
Lydia Smirnova