Наказание без преступления

Не ломайте волю ребенка – он начнет обманывать и хитрить
 
 Все фотографии С незапамятных времен наказание детей считается одной из самых эффективных и чуть ли не единственной мерой в воспитательном процессе. Это отразилось даже в нашем языке в виде выражений «бьет – значит любит», «не пожалей розги» и т.д. Но мало кто из родителей всерьез задумывается о воздействии наказания на психику ребенка, а уж тем более ищет альтернативные способы усмирить разбушевавшегося малыша. О том, как наказание действует на ребенка и можно ли воспитывать без него, выясняла корреспондент SHE.
 
На протяжении всей истории развития человечества наказания занимали очень высокое положение в воспитательном процессе. Причем детей наказывали не столько за неповиновение, сколько считая, что это является проявлением любви родителя. «Кто избегает применять розгу, тот портит ребенка» – гласила старая поговорка. С тех пор отношения между родителями и детьми изменились, и во многом благодаря трудам педиатров, учителей и психологов. Последние, проведя исследования по данному вопросу, пришли к однозначному выводу, что наказание ломает психику ребенка и усиливает конфликт между родителем и ребенком.
 
«Мы очень страдаем от упрямства и капризов наших детей, не отдавая себе отчета в том, что также проявления бессилия ребенка – это призыв прийти на помощь, жалоба на отсутствие необходимого внимания», – комментирует детский психолог клиники «Инсайт» Людмила Юрганова.
Итак, самые распространенные формы наказания и их воздействие:
 
1. Физические наказания
Подтвержденная годами эффективность этого метода основана на страхе перед болью: ребенок, чтобы избежать боли, готов пообещать родителю что угодно.
 
«Эта мера воздействия прежде всего разрывает контакт между родителем и ребенком и учит ребенка тому, что с родителем общаться небезопасно – за это может «прилететь». Кроме того, это озлобляет и запугивает ребенка, но не решает проблему. 
 
Если родители часто бьют ребенка, это может надломить его волю и сделать малыша покорным и легко подчиняемым», – комментирует психолог, семейный консультант клиники «Инсайт» Анна Бердникова.
Если ребенок осознает свою вину, то порка это чувство снимает – он как бы расплачивается за случившееся болью и страхом. Следовательно, анализировать свое поведение и делать выводы он уже не будет, но с большой вероятностью начнет обманывать, хитрить.
 
2. Запрет заниматься любимым делом (смотреть мультики, играть во дворе и т.д.) 
При использовании этих методов можно добиться положительного результата только в том случае, если сам ребенок считает это наказание справедливым и согласен с ним. Но в большинстве случаев дети воспринимают наказание как несправедливое. Они не видят связи между своим проступком и наказанием, поэтому испытывают обиду на родителя и раздражение от невозможности заняться любимым делом. Это может стать предпосылкой для решения скрывать свои настоящие чувства от родителей, демонстрируя лишь то, что им понравится.
 
3. Лишение ребенка любви и внимания
 
Этот способ наказания воздействует на ребенка очень сильно. Прежде всего потому что ребенок, особенно до трех лет, воспринимает это на свой счет: меня не любят, я плохой, и это навсегда. Следствием такого наказания может стать сомнение ребенка в своих силах и способностях, сложности в построении близких доверительных отношений с людьми.
«Крайне тяжелым для ребенка является наказание молчанием, когда мама может закрыться в комнате или закрыть ребенка. 
Ребенок испытывает колоссальный страх и ужас, особенно если он маленький, когда у него отсутствует понимание времени. Вывод, который он делает: маме доверять нельзя; чтобы больше не было больно, надо отстраниться» – рассказывает Анна Бердникова.
 
4. Обсуждение поступков ребенка в кругу семьи или при друзьях, навешивание ярлыков
В случаях семейного обсуждения поведения ребенка или в присутствии друзей ребенок чувствует себя ненужным и отвергнутым. Такой коллективный суд усиливает чувство вины и снижает степень доверия между ребенком и родителем. Кроме того, если родитель призывает на помощь родственников или друзей, это неизбежно влечет падение его авторитета в глазах ребенка и никак не способствует решению проблемы.
 
Очевидно, что ни один из перечисленных методов в действительности не решает проблему воспитания и не учит ребенка анализировать свои действия.
 
«Гораздо проще ударить ребенка, чем с ним договориться. Тем более, чтобы договориться с ребенком, нужно быть предельно искренним и предельно четко подбирать слова. А мы, как правило, не хотим совершать дополнительное усилие. 
 
Связать ребенка страхом наказания – самый простой способ обеспечить себе спокойствие, но разрешения ситуации в этом случае не происходит, считает психотерапевт Европейского реестра, руководитель Института консультирования ППЛ Наталья Гулина.
 
Несмотря на важность и изученность вопроса наказания детей, у психологов нет единого мнения относительно того, можно ли вообще обойтись без наказания. Тем не менее большинство из них считает совершенно недопустимым физическое наказание и предлагает заключать с ребенком договор, и только если ребенок нарушает его условия, применять наказание.
 
Итак, предлагаем вам ряд рекомендаций, которые помогут сделать процесс воспитания более гармоничным и действенным:
 
• Детей до 2-2,5 наказывать почти бессмысленно, потому что вывод, который он из этого сделает, – «я плохой, я мешаю жить, меня никто не любит». Кроме того, в этом возрасте ребенок при виде результата своей деятельности до конца не понимает, как это произошло. В этот период надо переключать внимание малыша на другой предмет или игру.
 
 
• Используйте естественные последствия действий ребенка в качестве демонстрации ошибочного поведения. Если ситуация безопасная, оставьте ребенка и позвольте ему увидеть последствия своего поведения – сама жизнь ему покажет, к чему могут привести его действия, и научит делать выводы.
 
• Установите систему правил, справедливых для всех членов семьи, и санкции за их нарушение. Это позволит ребенку почувствовать черту, переступать которую не стоит, а также подтвердит авторитет родителей в его глазах. 
 
Если наказание неизбежно:
• Объясните, за какое поведение вы наказываете ребенка. Он должен быть уверен, что наказание справедливо, и понимать связь между своим поведением и наказанием. 
 
• Наказывая, дайте почувствовать ребенку, что его по-прежнему любят. Объясняя наказание, сделайте акцент на самом действии, исключите фразы, осуждающие его личность.
 
• Перед тем как наказывать ребенка, остановитесь и спросите себя: «Чему я сейчас хочу его научить?». Наказание ни в коем случае не должно быть следствием вашей усталости и раздражения, ребенок не должен попадаться под горячую руку. 
 
• Старайтесь, чтобы наказание оставалось последним средством, когда напоминаний о принятых в семье правилах и объяснений оказывается недостаточно.
 
Так или иначе наказание вступает в действие тогда, когда не найдены более легкие и естественные способы добиться от ребенка желаемого поведения. Чтобы это изменить, родителю необходимо постоянно совершенствоваться: анализировать свои чувства, учиться управлять своими эмоциями, признавать свои ошибки и слабости, становиться более осознанным. Только в этом случае ребенок будет вам доверять, а отношения станут радостными и комфортными.
 
Анна Вахрамеева, специально для SHE
 
Do not break the will of the child - it starts to cheat and cheat all the pictures from time immemorial punishment of children is one of the most effective and almost the only measure in the educational process. This is reflected even in our language as a number of "beats - a loving", "do not take the whip", etc. But few of the parents seriously thinking about the impact of punishment on the child's psyche, and even more so looking for alternative ways to tame the raging baby. About how to punish acts on a child and whether it is possible to educate without him, she found out the correspondent of SHE.
Throughout the history of mankind punishment occupied a very high position in the educational process. And children are not so much punished for disobedience, as believing that this is a manifestation of the love of the parent. "Whoever avoids to use the rod, spoil the child" - the old saying goes. Since then, relations between parents and children have changed, and largely thanks to the efforts of pediatricians, teachers and psychologists. Recently, a study on the subject came to the unequivocal conclusion that the punishment breaks the psyche of the child and strengthens the conflict between parent and child.
"We are suffering from stubbornness and whims of our children, not realizing that as a child manifestation of powerlessness - is a call to come to the aid of the complaint on the lack of adequate attention," - says child psychologist clinic "Insight" Lyudmila Yurganov.
So, the most common form of punishment and their impact:
1. Physical Punishment
Proven over the years the effectiveness of this method is based on the fear of pain: the child to escape the pain, the parent is ready to promise anything.
"This measure will primarily impact breaks the contact between parent and child and teaches the child that the parent is not safe to communicate - for it can" fly ". Furthermore, it is irritating and intimidating child, but does not solve the problem.
If parents often beat a child, it may dislocate his will and make the kid obedient and easy to obey, "- says psychologist, family counselor clinic" Insight "Anna Berdnikov.
If the child is aware of his guilt, then whipping it removes the feeling - he seems to be paying the price for what happened with pain and fear. Therefore, to analyze the behavior and draw conclusions, he will not be, but most likely will start to cheat, cheat.
2. Prohibition of doing things you love (watch cartoons, play in the yard, etc.)
When using these techniques, you can achieve a positive result only if the child considers it fair punishment and agrees with it. But in most cases, children perceive punishment as unfair. They do not see the connection between their offense and punishment, so feel resentment toward parents and irritation from the inability to do what he likes. It may be a prerequisite for the decision to hide their true feelings of the parents, showing only what they like.
3. Deprivation of a child love and attention
This method of punishment affects a child very much. First of all, because the child, especially up to three years, takes it personally: do not like me, I'm bad, and it's forever. The consequence of such a penalty could be questioned in their child's strengths and abilities, difficulties in building a close relationship of trust with the people.
"It is extremely difficult for a child is punished with silence when my mother may be closed in the room or close the child.
The child is experiencing a tremendous fear and terror, especially if it is small, when he has no understanding of time. The conclusion that it does: her mother can not be trusted; that more has not been hurt, it is necessary to step back "- says Anna Berdnikov.
4. Discussion of the actions of the child with the family or friends, name calling
In cases of family discussion of child behavior in the presence of friends or a child feels unnecessary and rejected. This judgment reinforces the collective guilt and reduces the level of trust between parent and child. In addition, if a parent calls to help relatives or friends, it inevitably leads to the fall of its credibility in the eyes of the child and does not contribute to solving the problem.
Obviously, none of these methods does not really solve the problem of education and does not teach the child to analyze his actions.
"It is much easier to hit a child than to agree with him. Moreover, in order to arrange with your child, you need to be very sincere and very clearly look up words. And we usually do not want to make an extra effort.
Assign child penalty - the easiest way to secure peace of mind, but the resolution of the situation in this case does not take place, according to the therapist European registry, the head of the Institute Natalia counseling PPL Gulin.
Despite the importance and the Study of the punishment of children, psychologists there is no consensus as to whether it is possible to do without punishment. Nevertheless, most of them believe physical punishment totally unacceptable and proposes to enter into a contract with the child, and only if the child violates his conditions apply punishment.
So, we offer you a series of recommendations that will help make the process of education of more harmonious and effective:
• Children up to 2-2.5 punish almost meaningless, because the conclusion that it will do this - "I'm bad, I'm in the way to live, nobody loves me." Moreover, in this age of the child at the sight of the result of its activities until the end do not understand how it happened. During this period it is necessary to switch the attention of the baby to another object or a game.
• Use natural consequences of the actions of the child as a demonstration of the erroneous behavior. If the situation is safe, leave the child and let him see the consequences of their behavior - it is life itself will show what can cause his actions and learn to make conclusions.
• Establish a system of rules, which are valid for all family members, and sanctions for violations. This allows the child to feel the line, cross that it is not necessary, and confirm the authority of parents in his eyes.
If the punishment is inevitable:
• Explain for what behavior you punish the child. He must be sure that the punishment justly, and to understand the connection between their behavior and the punishment.
• Punishing let the child feel that he is still loved. Explaining the punishment, focusing on the action itself, the phrase condemning his personality.
• Before you punish the child, stop and ask yourself: "What I now want to teach him?". The penalty shall in no case be the result of your fatigue and irritation, the child should not fall under the hot hand.
• Try to keep the punishment was a last resort when reminders taken in the family rules and explanations are insufficient.
Anyway, the punishment is effective when found easier and more natural way to achieve the desired behavior from the child. To change this, parents need to continually improve: to analyze their feelings, learn to control their emotions, to admit their mistakes and weaknesses, to become more aware. Only in this case the child will trust you, and the relationship will be happy and comfortable.
Anna Vahrameeva, especially for SHE