Офисные войны. Эпизод I

Попадая в новый коллектив, займитесь поиском неформального лидера

 Все фотографии Если для большинства из нас лето — пора отпусков, то для выпускников вузов это время новых свершений. Карьерные взлеты манят, широкий круг обязанностей и сложные задачи — пугают. Но иногда бояться нужно вовсе не этого. Порой наладить общение с коллективом оказывается гораздо более сложным заданием, причем не только для новичков и стажеров. Люди с огромным опытом работы в различных фирмах попадают в ситуации, когда коллеги не просто игнорируют, а разворачивают целые кампании по выживанию опального сотрудника. В чем причины офисных войн и как вести себя обороняющейся стороне, выясняла корреспондент SHE.

Несмотря на то, что от проблем с коллегами никто не застрахован, чаще всего нападкам с их стороны подвергаются все-таки новички. Это объясняется общей психологией: любое устоявшееся общество всегда настороженно относится к вновь прибывшим, будь то новенький ученик в классе или новичок в кружке пенсионеров-шахматистов. Но почему-то одни новобранцы становятся «своими» уже через пару дней, а другие так и остаются изгоями, обедая в полном одиночестве. Иногда дело действительно в самом коллективе, например, где есть четыре сотрудника, работающие в компании уже десять лет. Им больше никто не нужен, и они все будут делать вчетвером: обедать, садиться рядом на совещаниях, обсуждать проекты и последние сплетни. Они не хотят замечать, что фирма растет и их уже не четверо, а семеро, но остальные трое пришли позже, а потому их можно не замечать. В этой ситуации все не так страшно: достаточно наладить хорошие отношения среди этих троих, при этом не устраивая никакого разбиения на группы и фронты. 

Доктор, меня все игнорируют
Гораздо сложнее, если в большом коллективе принимают всех, кроме вас. Это может стать поводом призадуматься — возможно, дело в вас самих?

«Как и любое сообщество, коллектив в компании живет по определенным порядкам и законам, — рассказывает региональный директор по Сибири и Дальнему Востоку международной рекрутинговой компании Kelly Services Елена Шестак. — 

Если появляется человек, который нарушает устоявшиеся порядки либо сильно отличается как в лучшую, так и в худшую сторону от остальных членов команды (по внешним, профессиональным, личностным качествам), коллектив часто реагирует негативно». 

Как объяснила Елена, новый человек не знает, чем живет коллектив, что в нем принято, а что нет, и он, сам того не зная, может провоцировать ситуации непонимания и конфликтов. В этом случае есть смысл напрямую задать вопрос: «Что я делаю не так? Подскажите, как лучше?». — «Психология людей такова, что на просьбу о помощи сложно прямо ответить «нет», и шанс, что коллектив пойдет навстречу, велик», — уверена Елена. Для того чтобы избежать подобной ситуации, имеет смысл еще на собеседовании уделить внимание вопросам о коллективе — узнать половозрастной состав, привычки, стиль общения, традиции и т.д. По мнению Елены Шестак, это поможет немного подготовиться к приходу в компанию.


«Первое время не нужно пытаться сразу «все понять», категорично высказывать свое мнение, начинать дружить с кем-то или против кого-то, — советует Елена. — Спокойно «осмотритесь на местности», постарайтесь понять распределение ролей в коллективе и выбрать свою линию поведения. Терпение и такт в этом случае ваши лучшие помощники». 

На западном фронте без перемен
Прохладное отношение со стороны коллег кого-то может оставить равнодушным — не все желают активного общения с сотрудниками. Но зачастую неприятие коллективом выражается в самой настоящей травле, не замечать которую практически невозможно. Иногда это оказывается просто провокацией и проверкой новичка на прочность. Елена Шестак приводит пример, когда с новой сотрудницей две недели не здоровался ни один коллега: «Девушка не пыталась ничего выяснять, не противоречила законам коллектива и терпеливо ждала, когда коллеги станут более расположены к общению. При этом она проявляла максимум открытости и дружелюбия». 

Стратегия оказалась абсолютно правильной — коллеги привыкли к присутствию нового человека, а сила ее характера и то, что она не поддалась на массовую провокацию, вызвали уважение и интерес к ее личности. 

Но иногда такой проверки на прочность оказывается недостаточно. И в ход идут сплетни, докладные и даже откровенные «подставы». Случайно узнаешь, что ты попала на эту должность «по блату», потом со стола пропадают важные документы, а во время больничного твоим клиентам говорят, что тебя просто нет в офисе уже неделю. Причин такого поведения может быть много. Например, более взрослым и консервативным сотрудникам могут быть не по душе свежие идеи и попытки что-либо изменить, даже в лучшую сторону. Кто-то может бояться конкуренции, завидовать успехам и даже ревновать других коллег. Оставаться дружелюбным и открытым в такой ситуации просто невозможно.

Не ждать подкрепления
Некоторые считают, что в подобном случае помочь может только разговор с начальством. Но специалисты не разделяют это мнение: 


«Идти к руководству имеет смысл, только если начальник действительно оказывает большое влияние на коллектив, то есть формальный и неформальный лидеры совпадают, — уверена Елена Шестак. — Если же руководитель не является авторитетом для сотрудников, то разговор с ним будет воспринят коллективом как жалобы, что еще больше оттолкнет коллег».

В ситуации травли и открытого неприятия без видимых объективных причин Елена советует найти в коллективе неформального лидера (того, кто имеет высокий авторитет среди коллег, не являясь при этом руководителем) и постараться установить с ним контакт: «Если получится нормализовать отношения с лидером, то и отношение всего коллектива к новичку изменится».

Помимо ситуаций, когда нападкам подвергаетесь вы сами, может сложиться и так, что в коллективе не будут принимать другого человека, а вы смотрите на это со стороны. Конечно, это личное дело каждого, чью сторону принимать в данном случае — не отрываться от коллектива или заступиться за одиночку, рискуя попасть в опальное положение вместе с ним. Но лучше не забывать, что каким бы неподходящим ни казался этот сотрудник и каким бы чудесным ни был коллектив, такая война не украшает нападающую сторону. К тому же, если коллектив выбрал для себя одну жертву, нет никаких гарантий, что через какое-то время ею не станете вы. Возможно, в ваших силах наладить климат в офисе не только когда агрессия направлена против вас. Ведь в данном случае профилактика однозначно лучше и безболезненнее лечения. 


Лидия Смирнова

Once in the new team, do some searching informal leader

 All photos When most of us, summer - time of holidays, the college graduates that time, new achievements. Career highs attract a wide range of responsibilities and challenges - scare. But sometimes you need to be afraid at all of this. Sometimes establish communication with the team is much more difficult task, not only for beginners and trainees. People with extensive experience in various companies get into a situation where colleagues did not simply ignore, and deploying entire campaign to the survival of the disgraced officer. What are the causes of war office and how to behave in the defending side, found out SHE reports.

Despite the fact that the problems with the colleagues are not perfect, often attacked by them are subject to all the same novices. This is a common psychology: any well-established company is always wary of the newcomers, whether newcomer student in the class or a beginner in the circle of retired players. But somehow, some recruits have become "friends" after a couple of days, while others still remain outcasts, dining alone. Sometimes it is really in the team, for example, where there are four employees working in the company for ten years. They do not need nobody else, and all of them will make four: dinner, sit side by side on the meetings to discuss projects and the latest gossip. They do not want to see that the company is growing and they are no longer four, and seven, but the other three came later, but because they can not ignore. In this situation, it's not so scary: it is enough to establish a good relationship among these three, without arranging any splitting into groups and fronts.

Doctor, I still ignored
Much more difficult, if at all take a big team, but you. This may be a reason to think - maybe it's inside of you?

"Like any community, the staff in the company lives by a certain law and order, - says Regional Director for Siberia and the Far East international recruitment company Kelly Services Elena Sestak. -

If a person who violates the established order of a quite different both for the better and for the worse from the rest of the team (for external, professional, personal qualities), the team often react negatively. "

As explained Elena, the new man does not know what the collective lives, that it is accepted and what is not, and he, without knowing it, may provoke a situation of misunderstanding and conflict. In this case, it makes sense to directly ask the question: "What am I doing wrong? Prompt how better? ". - "The psychology of people is such that a request for assistance is difficult to directly answer" no ", and the chance that the team will meet, great", - said Elena. In order to avoid such a situation, it makes sense for another interview given to questions about the team - know the age and sex composition, habits, style of communication, traditions, etc. According to Elena Sestak, it will help a little to prepare for the arrival of the company.


"The first time, do not immediately try to" understand everything ", categorically speak out, to begin to be friends with someone or against someone - advises Elena. - Calmly "look around on the ground," try to understand the distribution of roles in the team and choose your strategy. Patience and tact in this case, your best mates. "

All Quiet on the Western Front
Cool attitude of the colleagues of someone may leave indifferent - not everyone is willing to actively communicate with employees. But often the rejection of collective expressed in the real persecution, not noticing that it is practically impossible. Sometimes it is simply a provocation and testing novice strength. Elena Sestak gives an example, when a new employee for two weeks did not greet any colleague: "She did not try to find out anything, not against the law, and the team waited patiently when colleagues become more disposed to dialogue. At the same time it showed a maximum of openness and friendliness. "

The strategy proved to be absolutely correct - colleagues are accustomed to the presence of a new man, and the strength of her character and the fact that she did not succumb to the massive provocation caused respect and interest in her personality.

But sometimes such a test of strength is not enough. And in the course are gossips, memoranda, and even frankly "bases". Accidentally learned that you got to this position "to pull", then the table lost important documents, and during the hospital your customers say you just a week out of the office. The reasons for such behavior can be many. For example, more mature and conservative employees may not like new ideas and try to change anything, even better. Some may be afraid of competition, envy and even jealous of the successes of other colleagues. Remain friendly and open in this situation is simply impossible.

Do not wait for reinforcements
Some believe that in such a case, the conversation can only help with the boss. But experts do not share this opinion:


"Going to the leadership only makes sense if the boss does have a great impact on the team, that is, formal and informal leaders are the same - sure Elena Sestak. - If the head is not authority for the employees, the conversation with him will be perceived as a collective complaint, which further alienate colleagues. "

In a situation of persecution and open rejection without any apparent objective reasons Elena advises found in the collective informal leader (the person who has high credibility among peers, without being a leader) and try to establish contact with him: "If it works to normalize relations with the leader, then attitude of the whole team to newcomer change. "

In addition to situations when you are exposed to attacks, and there can be such that a team will not take the other person, and you look at it from the outside. Of course, this is a private matter, which side to take in this case - does not break away from the team, or to stand up for it alone, risking to get into the disgraced position with him. But do not forget that no matter how inappropriate it may seem that employee and no matter how wonderful the staff was, such a war does not decorate the attacking side. In addition, if the team chose for himself a victim, there is no guarantee that it will not become after a while you do. Perhaps the best you can adjust the climate in the office, not only when the aggression is directed against you. Indeed, in this case, prevention is definitely better and painless treatment.


Lydia Smirnova